Kindzh Wulf
Хватит жрать, тварь.
1.Определение психологии как науки. Исторические аспекты развития психологии.
Психология- это наука ,изучающая закономерности возникновения и развития и функционирование психики человека. Предметом изучения психологии является психика. Психика – это свойство мозга отражать объективный мир и на основе образов которые при этом складываются с ним взаимодействовать.
Существует три этапа развития психологии. Первым идет до научный этап развития психологии. Этот этап начался с зарождения интереса людей почему они любят ненавидят и т. д. Второй этап психологических знаний можно назвать Философским. Начинается он в 5 веке до новой эры. С этим этапом можно связать имена Платона, Гемокрита, Ираклита, Аристотеля и т.д. Впервые для обозначения внутреннего мире назвали душу. Третьим этапом развития психологии началу с 1879 года в связи с открытием психологической лаборатории Вильгельмом Вунтум в Лейбцеском университете в Германии. А уже в 1885 году первая лаборатория в России была открыта В казани. Открыл ее Бехтеров. Этот период называют экспериментальным.
2.Структура современной психологии. Классификация современной психологии.
Структура психологии:
а) Общая психология, базовая дисциплина разрабатывает общие принципы и методы исследования.
б) Психология труда
в) Инжинерная психология
г) Юридическая психология(Связан с функцион. пр.)
д) Криминальная психология
е) Исправительная психология(в тюрьмах)
ж) Возростная психология
з) Клиническая психология. В нее так же входит нейропсихология патопсихология, соматопсихология и реабилитационная психология.
и) Специальная психология.
3.Основные направления в психологии 20 века
Бехеляризм
Зародилось направление в США. Основоположниками были Уотсон, Торидайл. В основе лежит отрицание психики сознания как предмета исследования. В качестве предмета исследования являлось поведение.
Гештальпсихология
Это напр. зародилось в Германии. Основоположником направления стал Верт Геймер. Возникло в противовес бехеляризму. Они считали, что предметом изучения должно быть сознание как набор целостных структур.
Когнитивная психология.
Возникла в связи с развитием кибернетики, информатики мат. Программирования и в определенной степени явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологических теорий, игнорирующих сознание и принимающих роль мышления детерминации мышления. Внимание было обращено на то как человек воспринимает, переробатывает и хранит разнообр. информацию о мире, о себе, каким образом он использует ее при принятии решений в жизни.
Гуманистическая психология.
Возникла в середине 50-60 годов 20 века. Основоположники и создатели этого направления Маслоу и Роджерс. Суть состоит в том, что в центре внимания стоит здоровая личность, способная самосовершенствоваться, саморегулироваться.
Деятельный подход
Возник в России. Основоположниками стали Рубенштейн, Леоньтьев. Они считали что предметом изучения является психология человека. Т е психика человека формируется и развивается только в действии.

4.Психика и сознание. Структура сознания и его основные психологические характеристики
Психика – это свойство мозга отражать объективный мир и на основе образов которые при этом складываются с ним взаимодействовать. Психика характеризуется разными уровнями (бессознательная, сознательная и подсознательная) высший уровень психики человека образует сознание.
Сознание- это высшая интегрирующая форма психики.
Интеграция- взаимопроникновение, возникновение чего-то новаго.
Сознание имеет свою структуру и псих характеристики. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире, поэтому в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К ним относяться ощущение, восприятие, память, мышление и воображение.
5. Бессознательное в психике человека
Совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта, называется бессознательным. Бессознательное — столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание. Но в отличие от сознания бессознательное является частичным, недостаточно адекватным отражением мира в мозгу человека. Бессознательное довольно часто прорывается наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, интуициях, аффектах, привычных действиях, непроизвольном восприятии, а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются человеком. К бессознательному относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.Впервые взаимоотношения сознания и бессознательного детально исследовал З.Фрейд.
Он выделил три уровня псих. жизни человека.
1.Ид
2.Эго
3.Сверх эго
Позднее Фрейд заменил их более общим понятием “либидо”
6.Методы психологического познания человека
Все методы психологического исследования деляться на четыре группы:
а) организационные
б)Импирические способы и методы добывания исторических знаний.
г) Интерпритационные методы
д) Прием и обработка данных.
К организационным методам относятся сравнительный метод ,лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и комплексные методы
К империческим способам относятся обсервационные методы, эксперементальные, психодинамические,биографические и приемы анализа процессов и продуктов деятельности.
К приемам обработки данных относятся
а) количественный или математико- синтетический
б) качественный анализ в том числе диференциация разделений по группировкам, вариантам, описания случаев и тд
К интерпритационным методам относятся разные варианты генетического устройства и структурных связей всеми между характеристиками.
7.Понятие о деятельности и ее целях. Структура деятельности.
Деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.
Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают эмоциональные, мыслительные, психомоторные, мнестические и волевые действия. Об импульсивных действиях уже было, а о поступках будет сказано. Рабочие действия по своим целям делятся на ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие.
Ориентировочные действия — это определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические и практические.
Теоретические ориентировочные действия имеют целью получение необходимых для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как их создать? Какие средства потребуются и где их взять? На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности.
Практические ориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. При этом на каждом этапе деятельности изыскиваются ответы на вопросы: как получается? Соответствует ли замыслу? Что не получается? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы получалось лучше?
Исполнительские действия всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных или определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деятельности. Для успешной исполнительской деятельности нужны знания, навыки, умения, привычки и способности. Однако и при этом они не могут быть вполне успешными без корректировочных действий.
Корректировочные действия — это внесение поправок, уточнении и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации о неточностях, ошибках, отклонениях и неудачах.
8.Потребности как источник активности личности. Виды потребностей.
Человек живет в сложном и многообразном мире физических, социальных, политических, идеологических и других явлений и событий. Не на все эти явления он реагирует одинаково, не все они становятся для него интересны. Что же определяет избирательность в человеческом поведении? Что служит источником активности личности? В психологии ответ на эти вопросы достаточно однозначен. Источник активности личности — ее потребности. Потребность — это переживание человеком нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и развития. Поэтому потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Обычно процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Удовлетворяя потребности и достигая цели, человек тем самым создает новые объекты, новые условия среды, которые в свою очередь порождают и новые потребности.В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.
9.Управление действием и его контроль. интериолизация и экстериолизация деятельности.
Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.
Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.Экстериоризация (от лат. exterior - внешний) - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.
10. Основные виды деятельности и их особенности.
Видов деятельности человека существует много, но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд.Общение, в самом широком смысле, может быть определено, как взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения.Игра — это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.Учение — это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Знания — это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности. Навыки — это действия, которые, будучи сформированными в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умения — это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, в изменяющихся условиях.Учение — это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества.
11.Понятие об общении. Общение как обмен информацией. Вербальная коммуникация. Речь. Механизмы речи.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. о-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Речь-это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков.
12.Общение как личное взаимодействие. невербальная коммуникация.

13.Общение как понимание людьми друг друга. Механизмы восприятия человека человеком.
За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект -- осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников.Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. В актах взаимного познания должно быть выделено действие трех важнейших механизмов межличностного восприятия: идентификации, рефлексии и стереотипизации. Идентификация -- это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место. Осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению, называется рефлексией. Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает, в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого. В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве. Стереотипизация -- классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотип здесь -- сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т. п., запомнившиеся высказывания знакомых.
14.Педагогическое общение.
Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.Общение один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.Структура общения: 1. Коммуникативный компонент - обмен информацией между субъектами общения. 2. Интерактивный компонент - общая стратегия взаимодействия: Кооперация-сотрудничество и конкуренция. 3. Перцептивные компонент - восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга. Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.
15.Личность. Понятие о личности.
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
16.Структура личности. Биологические и социальные личности.
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
принятие себя и других людей такими, какие они есть;
непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
обладание чувством юмора;
развитые творческие способности;
неприятие условностей;
озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
способность к глубокому пониманию жизни;
установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;
умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;
открытое и честное поведение во всех ситуациях;
способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.
набор таких чертостаточно полно характеризуют личность:
Уверенность в себе - неуверенность.
Интеллектуальность (аналитичность) - ограниченность (отсутствие развитого воображения).
Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.
Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетность, подверженность влиянию.
Спокойствие (самообладание) - невротичность (нервозность).
Мягкость - черствость, цинизм.
Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.
Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.
Добросердечие, мягкость - злобность,черствость.
Реализм - аутизм.
Сила воли - безволие.
Добросовестность, порядочность - недобросовестность, непорядочность.
Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.
Уверенность - неуверенность.
Взрослость - инфантилизм.
Тактичность - бестактность.
Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).
Веселость - грустность.
Очарованность - разочарованность.
Общительность - необщительность.
Активность - пассивность.
Самостоятельность - конформность.
Экспрессивность - сдержанность.
Разнообразие интересов - узость интересов.
Чувствительность - холодность.
Серьезность - ветреность.
Честность - лживость.
Агрессивность - доброта.
Бодрость - веселость.
Оптимизм - пессимизм.
Смелость - трусость.
Щедрость - скупость.
Независимость – зависимость.
17.Формирование личности. Движущие силы развития личности.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности:
биологический - этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;
социологический - этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.
Однако личность - это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.
Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Основные направления развития личности:
физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;
социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Движущие силы развития личности - это противоречия:
общие (универсальные) противоречия - между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;
индивидуальные противоречия - противоречия, характерные для отдельно взятого человека;
внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, одно из основных внутренних противоречий - расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: ``хочу-могу'', ``хочу-надо'', ``знаю-не знаю'' и др.);
внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями
общества).
Условия развития личности.
Деятельность - внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью.
18.Понятие о группах. Их классификации.
Под группой понимаются многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые объединения людей.
Группы могут быть условными, т.е. произвольными объединениями людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.В общественных науках используется несколько типов группировок людей.(1) Скопление людей - это совокупность индивидов, которые в данный момент оказались поблизости друг от друга. Статистическая группа конструируется исследователем по тому или иному признаку. Социальная группа.С точки зрения типа связей индивидов в группе выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа состоит из членов, которые связаны личностными отношениями, знают друг друга и взаимодействуют лицо к лицу.Вторичная группа состоит из индивидов, отношения между которыми носят безличностный и формализованный характер.Группы различаются степенью своей организованности. По этому критерию выделяются формальные и неформальные группы.
19.Коллектив как высшая форма развития группы.
20.Межличностные отношения в группах.
Взаимоотношения в группах делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчиненного, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.Отношения в группе могут меняться от безразличных до конфликтных или коллективистских в благоприятном случае. Личность в группе проявляет свои положительные или отрицательные черты в зависимости от складывающихся обстоятельств, т.е. от особенностей группы и социального окружения.Межличностные отношения рассматриваются в статике — сформировавшиеся на данный момент, и в динамике — т.е. в развитии. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором — законы их преобразования и развития.Основой межличностных отношений является групповая деятельность, ее цели и содержание. В структуре межличностных отношений выделяют три уровня: 1. отношение каждого члена группы к деятельности, мотивация и личностный смысл, 2. опосредованные отношения через цели и задачи деятельности, принимаемые в группе принципы и ценностные ориентации,3. поверхностный уровень — предполагает наличие эмоциональных связей, личные непосредственные контакты, не оказывающие влияние на содержание групповой деятельности.
21.Познавательная сфера человека. Внимание. Общая характеристика. Виды внимания.Свойства внимания.
Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессив: Ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий суждений и умозаключений.Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.Распределенность внимания —направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий.Концентрация внимания —степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.Переключаемость внимания —скорость произвольной смены объектов психических процессов.Устойчивость внимания —продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте
22.Ощущения. Классификации ощущений. Общие закономерности ощущений.
Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.В зависимости от Разделение ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.
23.Восприятие. Общая характеристика.
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие - это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды.Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание)
24.Память. Процессы памяти.
Память лежит в основе любого психологического явления. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти. Существует четыре процесса памяти. 1- процесс запоминания. Оно избирательно. 2- сохранение. Не является пассивным процессом ее удержания. 3- Воспроизведение 4-забывание.
26.Мышление. Общая характеристика.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.).
27.Мышление. Виды мышления.
Виды мышления
Выделяют различные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемыевзаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.
Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.
Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.
Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
Индивидуальные особенности и
Качества мышления
Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса.
Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.
Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.
Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.
Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени
28. Качество ума.
Поэтому надо различать индивидуальные качества ума: широту и глубину ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстроту мысли.Широта ума выражается в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики.Глубина ума характеризуется умением вникать в сущность вопроса, в суть дела, вскрывать причины явлений, не только ближайшие, но и отдаленные, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие следствия явлений, событий.Самостоятельность ума выражается в умении самому увидеть вопрос, требующий решения, и самому найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений, не стремится опереться на чужие мысли и положения.Гибкость ума заключается в умении изменить намеченное решение или способ решения, если они оказались неправильными,найти новые пути исследования, подойти с новой точки зрения к предмету размышления.Последовательность мысли выражается в умении соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления.Быстрота мысли нужна во всех случаях, когда от человека требуется принятие скорого решения.
29.Воображение. Виды воображения.
Воображение это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

@темы: В последнее время....., Психология, Шпоры, Экзамен