особенности Архитектура Древнего Рима
читать дальшеНа основе объединения архитравных и сводчатых перекрытий в Риме возник архитектурно-декоративный мотив ордерной аркады, применявшийся наряду с колоннадой для оформления фасадов базилик, театров и других сооружений.
От греческой архитектуры римская отличалась несравненно большим масштабом строительства, большим разнообразием типов построек, среди которых преобладали общественные здания, и гораздо большими размерами сооружений.
Римские сооружения возводились из кирпича в сочетании с известковым бетоном
и снаружи и внутри облицовывались штукатуркой, камнем или цветным полированным мрамором. В центре Рима находились примыкавшие друг к другу общественные и торговые площади — форумы (где размещались храмы и базилики), театры и амфитеатры (цирки), триумфальные арки и другие сооружения.
форум представлял собой большой прямоугольный участок типа двора, обрамленный со всех четырех сторон колоннадами. По оси форума возвышался большой многоколонный коринфского ордера храм, напоминающий греческие, но с укороченными боковыми фасадами. Кроме того, вместо стилобата здесь был так называемый подиум — пьедестал с лестницей только на главном фасаде.
Один из самых хорошо сохранившихся памятников архитектуры древного Рима - Пантеон, оказал огромное влияние на американских и европейских архитекторов, начиная с эпохи Ренессанса и вплоть до XIX столетия
Римские ансамбли в отличие от греческих, в частности форумы, как правило, имели симметричную планировку.
Особенности древнеримской архитектуры жилых домов
Дома состоятельных жителей древнего Рима состояли из двух половин — приемной и частной, семейной. Центром первой из них был атриум — зал с прямоугольным сквозным отверстием в центре перекрытия. По углам этого отверстия ставили четыре колонны, поддерживающие потолок. За атриумом находилось помещение типа гостиной - таблиниум. Позади таблиниума располагался перистильный (от греческого peristylos - окруженный столбами), прямоугольный двор , сад, площадь, окруженная с 4 сторон крытой колоннадой — центр интимной половины дома. Стены атриума, и таблиниума украшались фресками.
Если главными чертами греческой архитектуры были классическая простота, благородство и строгость, то в римской - парадность и величественность .
Римский скульптурный портрет —читать дальше В скульптуре начала Римской Империи складывается особый официальный стиль, ярко проявившийся в портрете и рельефе. В его основе лежит греческое искусство V - IV веков до н.э. Портретные статуи и бюсты императора Октавиана Августа изображают его молодым, во цвете лет, атлетического сложения и классической красоты, несколько греша перед истиной, так как по описаниям он был роста невысокого и хрупкого телосложения. Однако парадные портреты Августа, приравнивающие императора к небожителям, выявляют и индивидуальные, присущие только Августу черты, а также относительную уравновешенность и значительность его личности.
Идеализированы и многочисленные портреты преемника Августа - Тиберия. Большая динамичность, реалистичность, живописность, эмоциональность, театральная приподнятость характеризуют искусство середины и второй половины I века н.э. Уже полностью разоблачителен при всей своей благородной сдержанности портрет преемника Тиберия - Калигулы, убийцы и истязателя. Реализм римского портрета отчётливо проявляется в портрете Нерона. Здесь уже видно, как далеко отошло римское портретное искусство от идеализации времён Августа. Наиболее полное развитие новый стиль реалистического портрета приобретает в последнюю треть I века н.э., и в бюсте Веспасиана отброшена всякая индивидуализация: хитроватый, умный, насмешливый, умудрённый опытом пожилой человек.
Стиль римского скульптурного портрета менялся вместе с общим мироощущением эпохи. В портретах второй половины III века воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе - человек осознаёт себя слабым существом. В IV веке появляются портреты, выполненные в различном стиле, и наряду с существованием традиции римского реалистического портрета появляются грубость и упрощённость или обобщённость образа.