Хватит жрать, тварь.
2. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
читать дальше Типичным примером является построенный во время Августа Алтарь Мира,
на четырёх сторонах которого помещены рельефы с растительными мотивами,
завитками и различными фигурами. Наиболее выступающие части барельефа
взаимодействуют с окружающим пространством, светом, воздухом: промежуточные
и более глубокие слои способствуют иллюзорному разрушению физической
плоскости и созданию воображающей глубины, неизбежно ограниченной плитой
алтаря. Ветви аканта хотя и даны в виде рельефа, но вместе с тем построены
в виде ритмических украшений стены, то есть приведены в соответствие с её
плоскостью. Последняя выступает, таким образом, как соединительная мембрана
между естественным пространством и пространством воображаемым.
Для пластических украшений используется также техника стукко, особенно
подходящая для получения более тонких светотеневых и художественных
эффектов. Техника эта очень древняя, она была известна уже египетским и
критским мастерам. Состоит она в использовании смеси извести с мраморной
пылью. Практически эта же самая смесь, которая использовалась в Греции в
качестве последнего слоя, которым покрывались архитектурные детали и
скульптура и который служил основой для нанесения красок. При корпусном
нанесении на поверхность, то есть в виде слоя значительной толщины, смесь
эта поддавалась лепке и использовалась для создания рельефных изображений,
которые формируются непосредственно на стене, пока смесь ещё не застыла. По
высыхании и затвердении поверхность приобретает шелковистость,
чувствительную к малейшему изменению освещения, и имеет вид монохромной
живописи. В самом деле, по своим пластическим свойствам стукко скорее
приближается к живописи, чем к рельефу. Это находит своё отражение как в
быстроте лепки, так и в нежных, сочных светотеневых переходах. И
действительно, техника стукко применяется вместо живописи, там где из-за
влажности или слабой видимости нельзя прибегнуть к настенной росписи.
Типичным её примером является великолепное украшение подземной базилики
Порта-Маджоре в Рим. Древнеримская настенная живопись зависит, несомненно,
от эллинистических образцов.
Раннехристианское искусство
читать дальшеРаспространение христианской религии создало и новые архитектурные сооружения. Первыми из них были катакомбы. Они тянулись на многие километры и окружали Рим сплошным кольцом. Прорытые в мягком туфе подземные ходы-галереи имели около 1 м в ширину и до 3-4 м в высоту и иногда располагались друг под другом в несколько ярусов. В стенах катакомб первые христиане хоронили своих собратьев по религии, в катакомбах молились, совершали поминки и иные христианские обряды.
В III веке в христианском искусстве живопись проявляется через росписи катакомб. Для них характерно схематичное построение формы, без детализации.
В IV веке н.э. после признания христианства государственной религией начинают строить христианские храмы - базилики, форма и название которых были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями.
Конструктивное решение христианских базилик отличалось чрезвычайной простотой. Они имели прямоугольные очертания, внутренне пространство расчленялось на три или пять продольных частей - нефов. Неф - в переводе с греческого - корабль, ковчег. Таким образом, здание христианской церкви уподоблялось Ноеву ковчегу. Нефы отделялись друг от друга рядами мраморных колонн, на которые опирались арки или антаблемент (балочные перекрытия). Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было столь же скромно.
Наряду с базиликами в раннехристианское время стоились культовые сооружения центрического типа, в которых нашли своё дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Широкой известностью пользуется мавзолей Санта-Констанца в Риме. Барабан его купола покоится на расположенных по кольцу парных колоннах. Центральный объём здания окружён галереей, перекрытой сводом.
В конце Римской империи развивалась и монументальная живопись. Фресками и мозаиками украшались здания базилик. Выражая совершенно новые христианские идеи, они всё же продолжали следовать сложившимся античным традициям.
читать дальше Типичным примером является построенный во время Августа Алтарь Мира,
на четырёх сторонах которого помещены рельефы с растительными мотивами,
завитками и различными фигурами. Наиболее выступающие части барельефа
взаимодействуют с окружающим пространством, светом, воздухом: промежуточные
и более глубокие слои способствуют иллюзорному разрушению физической
плоскости и созданию воображающей глубины, неизбежно ограниченной плитой
алтаря. Ветви аканта хотя и даны в виде рельефа, но вместе с тем построены
в виде ритмических украшений стены, то есть приведены в соответствие с её
плоскостью. Последняя выступает, таким образом, как соединительная мембрана
между естественным пространством и пространством воображаемым.
Для пластических украшений используется также техника стукко, особенно
подходящая для получения более тонких светотеневых и художественных
эффектов. Техника эта очень древняя, она была известна уже египетским и
критским мастерам. Состоит она в использовании смеси извести с мраморной
пылью. Практически эта же самая смесь, которая использовалась в Греции в
качестве последнего слоя, которым покрывались архитектурные детали и
скульптура и который служил основой для нанесения красок. При корпусном
нанесении на поверхность, то есть в виде слоя значительной толщины, смесь
эта поддавалась лепке и использовалась для создания рельефных изображений,
которые формируются непосредственно на стене, пока смесь ещё не застыла. По
высыхании и затвердении поверхность приобретает шелковистость,
чувствительную к малейшему изменению освещения, и имеет вид монохромной
живописи. В самом деле, по своим пластическим свойствам стукко скорее
приближается к живописи, чем к рельефу. Это находит своё отражение как в
быстроте лепки, так и в нежных, сочных светотеневых переходах. И
действительно, техника стукко применяется вместо живописи, там где из-за
влажности или слабой видимости нельзя прибегнуть к настенной росписи.
Типичным её примером является великолепное украшение подземной базилики
Порта-Маджоре в Рим. Древнеримская настенная живопись зависит, несомненно,
от эллинистических образцов.
Раннехристианское искусство
читать дальшеРаспространение христианской религии создало и новые архитектурные сооружения. Первыми из них были катакомбы. Они тянулись на многие километры и окружали Рим сплошным кольцом. Прорытые в мягком туфе подземные ходы-галереи имели около 1 м в ширину и до 3-4 м в высоту и иногда располагались друг под другом в несколько ярусов. В стенах катакомб первые христиане хоронили своих собратьев по религии, в катакомбах молились, совершали поминки и иные христианские обряды.
В III веке в христианском искусстве живопись проявляется через росписи катакомб. Для них характерно схематичное построение формы, без детализации.
В IV веке н.э. после признания христианства государственной религией начинают строить христианские храмы - базилики, форма и название которых были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями.
Конструктивное решение христианских базилик отличалось чрезвычайной простотой. Они имели прямоугольные очертания, внутренне пространство расчленялось на три или пять продольных частей - нефов. Неф - в переводе с греческого - корабль, ковчег. Таким образом, здание христианской церкви уподоблялось Ноеву ковчегу. Нефы отделялись друг от друга рядами мраморных колонн, на которые опирались арки или антаблемент (балочные перекрытия). Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было столь же скромно.
Наряду с базиликами в раннехристианское время стоились культовые сооружения центрического типа, в которых нашли своё дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Широкой известностью пользуется мавзолей Санта-Констанца в Риме. Барабан его купола покоится на расположенных по кольцу парных колоннах. Центральный объём здания окружён галереей, перекрытой сводом.
В конце Римской империи развивалась и монументальная живопись. Фресками и мозаиками украшались здания базилик. Выражая совершенно новые христианские идеи, они всё же продолжали следовать сложившимся античным традициям.